Блок пк/мобилка
25 сентября

В своих воспоминаниях мастерицы неоднократно называли оренбургский пуховый платок "кормильцем", а занятие ремеслом - спасением от голода, нищеты и серьезных неприятностей (да, спасением от серьезных неприятностей, вы не ослышались).

семья вязальщиц вязальщица оренбургских платков

Что наши вязальщицы имели в виду, называя оренбургский платок "спасителем"? Если взглянуть на неоднозначные и довольно мрачные страницы нашей истории, все становится понятно.

Военные годы

Время, когда изделия из козьего пуха спасали жизни в самом прямом и буквальном смысле. Несмотря на то, что пуховязальный промысел имеет мало общего с оборонной промышленностью, в те годы он не был полностью забыт, производство и поставки сырья были сохранены, а вязальщицы трудились как на непосредственные нужды фронта, так и на нужды тыла.

пухартель пуховая артель 

Об их незаменимом труде в годы ВОВ и вкладе оренбургских вязальщиц в нашу победу мы уже писали. Обязательно ознакомьтесь с нашими материалами на эту тему, если хотите понять, какую лепту они внесли в наше свободное будущее.

Послевоенная коллективизация

Социальные и политические инициативы конца 20-х - 30-х годов прошлого столетия до сих пор вызывают жаркие дискуссии и, что там говорить, массу негатива. Одним из самых спорных явлений был процесс коллективизации, прерванный Великой Отечественной войной, но вновь возобновившийся в послевоенные годы.

пуховые козы инструменты вязания

Напомним, что коллективное хозяйство в селе подразумевало налог (зачастую непосильный) как с каждого двора, так и с деревни в целом. Из воспоминаний одной из наших мастериц:

"Существовали нормы. С каждого двора одна корова или четыре козы. Сдавали все: мясо, молоко, зерно. Председательство деревни отчитывалось наверх. Не выполнил план - жди беды".

пухартель мастерицы мастерицы пухартели 

И вот тут самое интересное. Как выясняется из рассказов мастериц, колхоз брал не только молоко, мясо и другой натурпродукт. Материальные ценности (в том числе самые обычные деньги) тоже могли выступать в качестве своеобразного налога, который охотно принимали сборщики, против чего в свою очередь никак не возражало ни местное, ни более высокое руководство, перед которым те держали ответ.

"Возможности отдать молоком или мясом, фактически, не было. А сулило это крупные неприятности, - вспоминает та же вязальщица, - зато больше половины села вязали платки. Вязали, продавали и отдавали полученное сборщикам. Какое-то время деревню не трогали. До следующего сбора".

пуховая артель пуховая артель оренбург 

Из свидетельств очевидцев следует, что даже в то непростое время оренбургские платки имели ценность и пользовались спросом, в конечном итоге помогая "откупиться" от сборщиков, которых выполнение плана волновало куда больше проблем сельчан, таким образом спасая целые деревни от голодной смерти.

Кризис 1990-х годов.

Время перестройки, неопределенности, краха огромного количества предприятий. Время, когда крупнейшая пуховая артель, успешно функционировавшая больше полувека, окончательно прекратила свое существование, оставив без работы сотни и тысячи мастериц...

И вновь навыки пуховязального ремесла приходят на помощь.

пухартель оренбург артель в оренбурге 

"Продавали платки, вязали и продавали. Когда перекупщикам на рынках, когда знакомые знакомых приезжали из других городов, а то и стран. Те, кому тогда повезло больше. Связала платок, продала, с голоду в этом месяце уже не помрешь" - из воспоминаний одной из наших вязальщиц.

За годы процветания промысла пуховые изделия действительно успели получить широкую известность по всему миру и, несмотря на то, что промысел в целом тогда был практически уничтожен, находились люди, проявлявшие интерес и создававшие пусть небольшой, но спрос. В годы разрозненности и стихийной торговли это спасло от полной нищеты не одну семью вязальщиц.

 женщина с пуховым платком вязальщица

Какой вывод можно сделать из этого небольшого исследования? Даже в самые непростые для страны и края времена пуховязальный промысел, несмотря ни на что, не был окончательно уничтожен. Он, так или иначе, продолжал существовать: стихийно, разрозненно, негласно... но продолжал. А наличие спроса на пуховые изделия, позволявшие ремеслу удерживаться на плаву даже там, где ему прочили окончательный крах, говорит, не побоимся этого слова, о почти бессмертной актуальности как народных промыслов в целом, так и пуховязания Оренбургского края в частности.

Подтверждается это и сегодня. После последнего потрясения и сильнейшего удара по всем отраслям в 1990-х, промысел вновь восстанавливается, а интерес к пуховым платкам из Оренбурга неуклонно растет. Мы, в свою очередь, стараемся вносить свой вклад в этот процесс, систематизируя производство и донося до вас всю интересную информацию, которую удается найти, собирая ее по крупицам, как и сам пуховязальный промысел Оренбуржья.

Ваша оценка: Отлично
_
X
Вход на сайт
Логином является Ваш e-mail, который Вы указали при регистрации.
X
Регистрация

X
Восстановление доступа
Для восстановления доступа введите Ваш e-mail, который Вы указали при регистрации.

Заказать звонок
Наш оператор перезвонит Вам в течении 15 мин. Пожалуйста, впишите имя и телефон.
X
Дарим подарки
За подписку на наши новости.
Узнавайте первыми о новых коллекциях и скидках.
Высылаем подарки